Airbus A350

В программном обеспечении Airbus A350 обнаружена очередная ошибка

Эксплуатанты некоторых Airbus A350 получили от Европейского агентства по авиационной безопасности срочное указание ввести ряд эксплуатационных ограничений из-за проблемы с программным обеспечением, которая может привести к потере управления рулем высоты, расположенным на хвостовом оперении. Директива является обязательной для операторов A350 с 9 мая.

В директиве Агентства по аварийной летной годности 2022-0079-E говорится, что «поступила информация об инциденте, когда основные компьютеры управления полетом (PRIM) показали, что оба привода руля высоты были признаны неисправными». В Директиве о летной годности (AD) также говорится, что последующие испытания показали, что с введением «стандарта PRIM P13», который является частью стандарта FCGS X13, были реализованы неверные инструкции. Проблема сосредоточена на внедрении стандарта программного обеспечения управления полетом, известного как X13, в серийные самолеты, который можно обновить на самолетах, уже находящихся в эксплуатации.

Возможная ошибка и потеря контроля

Потеря контроля над рулем высоты была бы серьезным инцидентом, и Airbus опубликовал предварительную версию Руководства по летной эксплуатации A350, а также список основного минимального оборудования. Эти изменения касаются самолетов с установленным стандартом программного обеспечения управления полетом X13. Это потенциально относится как к A350-900, так и к более крупному варианту самолета -1000.

Со вступлением директивы в силу 9 мая EASA потребует от эксплуатантов внести поправки в соответствующее Руководство по летной эксплуатации (AFM) в течение семи дней — или до 16 мая. AFM должен быть обновлен Временной редакцией (TR), обозначенной как AFM TR 132 Issue 1 или 133 Issue 1.

Директива EASA также гласит, что эксплуатанты должны «информировать все летные экипажи, а затем должным образом  внести изменения». Заинтересованные эксплуатанты также должны внести соответствующие поправки в Основной список минимального оборудования (MMEL) Airbus A350. EASA отмечает, что Директива является временной мерой, а это означает, что могут потребоваться дальнейшие действия.

Не первая ошибка в ПО А350

Это не первая ошибка программного обеспечения Airbus A350, о которой сообщает регулятор. В июле 2019 года у некоторых моделей A350-900 возникла проблема с авионикой, которую можно было устранить, обновив программное обеспечение или перезагружая систему  не реже одного раза в 149 часов.

Если бы этот базовый шаг был выполнен, то можно было бы избежать «частичной или полной потери некоторых систем или функций авионики». Эта директива 2019 года была вызвана событиями, при которых «произошла потеря связи между некоторыми системами авионики и сетью исполнительных устройств». В Директиве отмечается, что операторы наблюдали и сообщали о различных последствиях, «от потери резервирования до полной потери конкретной функции, размещенной на общем удаленном концентраторе данных и модулях ввода-вывода для основной обработки».

Через год после этой ошибки возникла еще одна интересная ситуация для А350. Это была комбинация человеческой ошибки и конструктивного недосмотра, а не ошибка программного обеспечения. В феврале 2020 года была выпущена Директива по аварийной летной годности в связи с инцидентами в процессе эксплуатации, о которых сообщалось «в результате непреднамеренных разливов  жидкости на центральную  консоль кабины самолета A350». В обоих случаях EASA отметило, что у самолета произошло неконтролируемое отключение двигателя в полете (IFSD) через некоторое время после разлива жидкости. Временное решение  Airbus после выпуска директивы о чрезвычайной ситуации заключалось в запрете вносить какие-либо жидкости в кабину пилотов.