Вернисаж аэропортов России

На прошедшей с 16 по 18 ноября Транспортной Неделе, в программу которой вошел форум «Транспорт России», как и в прежние годы, была отражена тема гражданской авиации.

С 16 по 18 ноября в Москве, в выставочном зале Гостиного двора, состоялась очередная Транспортная Неделя, в программу которой входит форум «Транспорт России». В выставочной программе приняли участие международные аэропорты Шереметьево и Внуково, а также Управляющая Компания «Аэропорты Регионов».

Аэропорт Шереметьево в экспозиции своего павильона представил достижения и перспективы программы модернизации. В настоящее время в Северном секторе действуют новые терминалы «В» и «С». На макете аэропорта была изображена запланированная к постройке новая железнодорожная станция, на которую будут прибывать скоростные поезда, идущие с Белорусского вокзала Савеловским ходом. Посетители стенда также могли увидеть в экспозиции макет новой информационной системе, отражающей как вылеты, так и прилеты. Аэропорт Шереметьево также принял участие в марафоне, проведённом в действовавшей в выставочном зале студии «Знание». Его открыл первый заместитель генерального директора по производству АО «Международный аэропорт Шереметьево» Андрей Никулин. По словам эксперта, Шереметьево – это большой город, который не может развиваться без новейших информационных технологий. Искусственный интеллект применяется во всех сферах, ведь деятельность аэропорта планируется на 10 лет вперёд. Так, например,  чтобы получить прогноз о пассажиропотоке в следующем году, IT-специалисты собирают информацию из всех баз данных, открытых источников в Интернете, в том числе и в социальных сетях. Полученные сведения уходят в общую аналитику, и система выдаёт сценарий, сколько пассажиров нужно будет обслужить. Исходя из этого формируется финансовая модель «авиагорода».

Шереметьево – первый в мире аэропорт, который разработал и реализовал концепцию совместного принятия решений A-CDM (Airport-Collaborate Decision Making). За счёт обмена информацией между всеми участниками работающих в аэропорту структур – различных бизнес-подразделений аэропорта, авиакомпаний, авиадиспетчеров, представителей государственных контролирующих органов – контроль выполнения операций проходит полностью в автоматическом режиме с точностью до одной минуты. Внедрение технологий искусственного интеллекта позволило повысить пропускную способность, сократить время ожидания в очереди на вылет воздушного судна, оптимизировать использование ресурсов в аэропорту. Андрей Никулин подчеркнул, что Шереметьево третий год подряд занимает лидирующие позиции в международных рейтингах пунктуальности аэропортов. В ходе форума нынешнего года аэропорт Шереметьево также признан победителем в конкурсе «Лучший инновационный проект» за проведённую реконструкцию инфраструктуры.

Не менее масштабной стала экспозиция, посвящённая аэропорту Внуково. Её было решено сделать юбилейной. В нынешнем году знаменитому аэропорту Московского авиаузла исполнилось 80 лет. Пандемия не дала возможности провести торжества по этому случаю, но на нынешней Транспортной неделе в павильоне была развёрнута фотовыставка, посвящённая истории аэропорта Внуково. На ней были представлены архивные фотографии как военных лет, так и послевоенного периода. На многих из них было изображение исторического лайнера Ту-104, для которого нынешний год также стал юбилейным – 15 сентября 1956 года была начата его коммерческая эксплуатация по маршруту Москва-Омск-Иркутск. Исторической ценностью стали и фотографии привокзальной площади 60-х и 70-х годов, на которых были видны уже по праву считающиеся старинными автобусы, работавшие на маршрутах до аэропорта Внуково. Экспозицию дополняла модель самолета Ту-104, который встречает прибывающих во Внуково пассажиров у поворота с Киевского шоссе.

Управляющая компания «Аэропорты регионов» стала постоянным участником форума «Транспорт России». В экспозиции павильона данной компании были представлены макеты ряда терминалов различных аэропортов, имеющих оригинальную архитектуру. Так, например, терминал аэропорта Петропавловск-Камчатский (Елизово) внешне напоминает вулкан. Вид вулкана стал символом Камчатки, где даже действует Институт вулканологии. Посадочные галереи напоминают инопланетные станции из научно-фантастических романов. Мощь аэропорта подчёркивают модели воздушных судов, поставленных у терминала. В их число вошёл А330 с раскраской Аэрофлота. Оригинальным является и решение, воплощённое в терминале аэропорта Новый Уренгой и подчёркивающее царство почти вечной зимы. Здание терминала напоминает снежинку под увеличительным стеклом или дворец Снежной Королевы. Правда, воздушные суда при этом не боятся швартоваться к нему. Чтобы усилить впечатление от сурового края, авторы макета к самолёту Боинг-737-800 авиакомпании S7 приставили машино для противообледенительной обработки.

В настоящее время  на стройплощадке нового пассажирского терминала аэропорта Новый Уренгой завершены все работы нулевого цикла и монтаж металлоконструкций основного здания. Строители ведут работы по монтажу сэндвич-панелей и наружных витражей, а также по устройству кровли. Уже завершено устройство плит перекрытия второго и третьего (технологического) этажей, а также заканчиваются  работы по прокладке коммуникаций к терминалу: теплосети, водопровода и электрического кабеля.

Новый пассажирский терминал аэропорта Нового Уренгоя площадью 19,6 тыс. кв. м будет оснащен тремя телескопическими трапами и 12 стойками регистрации. Его пропускная способность составит 840 пассажиров в час. На привокзальной площади перед новым терминалом планируется обустройство краткосрочной и долгосрочной парковок общей вместимостью 300 машино-мест.

Интересным был и замысел архитекторов, проектировавших новый терминал аэропорта Магадан. Он напоминает лёгкую океанскую волну или пласт земли в тундре. Мастера, изготовившие макет, также решили подчеркнуть могущество аэропорта «столицы Колымского края» – к центру терминала пришвартован Боинг-777. Внимание было уделено и аэропорту Благовещенск. Главное, что притягивало внимание – то, что сам терминал и площадь пред ним утопали в зелени. Ранг аэропорта создатели макета подчеркнули таким же образом – к терминалу был приставлен Боинг-777, правда, с раскраской авиакомпании «Россия». Помимо Сибири и Дальнего Востока было уделено внимание и российскому югу. В экспозиции был представлен новый терминал аэропорта Геленджик. Его появление изменит восприятие аэропорта и, несомненно, привлечёт новых пассажиров.

Дополнением к авиационному разделу выставки стал макет здания Санкт-Петербургского укрупнённого центра ОрВД. Его открытие запланировано уже на нынешний год. Санкт-Петербургский центр обслуживания воздушного движения (ОВД) является структурным подразделением филиала «Аэронавигация Северо-Запада» ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения». В зону ответственности центра входит воздушное пространство над территориями Ленинградской, Псковской и Новгородской областей и над республикой Карелия.

В деловую программу форума вошла конференция «Дальневосточная компания. Первые шаги и перспективы развития», состоявшаяся в зале «Мельников» 16 ноября. Организатором конференции являлась Росавиация. В роли модератора выступил главный эксперт Института транспорта и транспортной политики Высшей Школы Экономики  Фёдор Борисов. В конференции приняли участие руководитель Росавиации Александр Нерадько,

Управляющий директор Корпорации «Развитие Дальнего Востока» Иван Печорин, глава Республики Бурятия Алексей Цыденов, первый заместитель генерального директора авиакомпании «Аврора» Дмитрий Тыщук, исполняющий обязанности Начальника Управления Туристических объектов и Безопасности туризма Татьяна Меньшикова, руководитель  ГТЛК Евгений Дитрих, вице-президент Фонда «Центр Стратегических разработок» Татьяна Горовая. С основным докладом выступил руководитель Росавиации Александр Нерадько. В своём выступлении он охарактеризовал итоги деятельности Дальневосточной авиакомпании. В ходе конференции обсуждались политика субсидирования, обновление парка воздушных судов, а также вопросы снижения аэропортовых сборов. Были также названы воздушные суда, предназначенные для эксплуатации в новооснованной авиакомпании. К ним относятся 19 Ил-114-300, 8 SSJ-100, 10 ЛМС (он же созданный на УЗГА «Байкал») и 8 Л-410. До 2025 года должно быть поставлено 45 самолётов, из которых 42 включены в программу государственного гражданского заказа, разработанную в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации. Поставка ещё 3 самолётов Ил-114-300 на 90% профинансирована за счёт средств субсидий, выделяемый в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации общая сумма субсидий составляет 3,8 миллиарда рублей. В 2022 году должны быть поставлены 4 самолёта, в 2023 – 7, в 2024 – 18, а в 2025 – 16.

Предметом дискуссии стало предложение обнулить их для аэропортов Дальневосточного региона. В ходе конференции был также рассмотрен вопрос обеспечения воздушных судов топливом. Губернатор Сахалина Валерий Лимаренко внёс предложение организовать на Сахалинском газовом месторождении производство керосина из газового конденсата и его доставку в аэропорты ДФО.

Все участники заседания пришли к выводу, что организация авиасообщения на Дальнем Востоке является общей задачей центральных и местных органов власти, авиакомпаний, аэропортов и представителей авиационной промышленности.

Петр Крапошин

 

Деловая авиация AVIAV TM