Виктор Орбан пока отказался от идеи национализации  аэропорта им.  Ференца Листа в Будапеште

Budapest Airport

По крайней мере, до следующего года венгерское правительство отложило поглощение  аэропорта им.  Ференца Листа в Будапеште. Официальная причина состоит в высокой инфляции и потрясениях на мировых финансовых рынках.

Аэропорт им.  Ференца Листа в Будапеште
Аэропорт им. Ференца Листа в Будапеште

Правительство намерено вернуться к вопросу о поглощении аэропорта в Будапеште после выборов в следующем году.  «Пока считаю, что закрывать сделку с аэропортом до выборов было бы неразумно. Теперь нам срочно нужно заняться сокращением дефицита бюджета», — сказал Виктор Орбан в прошлый понедельник во время пресс-конференции с президентом Франции Эммануэлем Макроном.

Покупка аэропорта у консорциума AviAlliance (ранее Hochtief) была одной из основных целей правительства с весны 2021 года. Эта сделка соответствовала политике правительства Виктора Орбана с момента его прихода к власти в 2010 году. Тогда государство нацелилось на национализацию СМИ, банковского сектора и энергетических компаний. Весной 2021 года целью национализации стал аэропорт, а в ноябре уже было сделано конкретное предложение о его покупке. В данном случае аргументом было то, что аэропорт является элементом стратегической инфраструктуры, и, поскольку он является транспортным центром Венгрии, он автоматически стал важным для экономического развития страны, особенно в сфере туризма.

Нынешний владелец аэропорта, хотя и неоднократно подчеркивал, что не заинтересован в отчуждении активов, в конце концов серьезно отнесся к этому вопросу. Углубленное исследование финансового положения порта было начато в середине ноября (due diligence). Согласно информации из местной прессы, неподтвержденной правительством Венгрии и  руководства AviAlliance, власти предложили 4,44 миллиарда евро, и они искали такие деньги на рынках. На AviAlliance, входящую в Совет по инвестициям в пенсионный сектор Канады (PSP Investments), приходится 55,44 процента акций аэропорта.

Правительство Орбана намеревалось захватить аэропорт в то время, когда государство перед лицом предстоящих выборов решило потратить огромные суммы денег, ограничив при этом доходы. Снижены налоги, увеличены пенсии, минимальная заработная плата увеличена на 20 проц. Результатом такой политики стал дефицит бюджета в размере 7,5 ВВП, а инфляция в ноябре составила 7,4 проц. Центральный банк Венгрии уже несколько раз повышал процентные ставки и постоянно призывает правительство сократить расходы. Он также был против покупки аэропорта, считая потенциальную сделку подверженной «значительному финансовому риску».

Дело о принуждении венгерским правительством частного инвестора избавиться от аэропорта было даже передано в Европейскую комиссию. К главе  Европейской комиссии Урсуле фон дер Ляйен обращались немцы, управляющие аэропортом в Будапеште. Между тем, сам AviAlliance с весны настаивал на том, что не намерен избавляться от аэропорта, и, наконец, в ноябре решил, что в случае давления правительства любые необходимые инвестиции, требующие одобрения правительства, будут затруднены. Правительство ранее блокировало финансовую помощь во время пандемии, отказывалось дать согласие на расширение терминала, а средства массовой информации продолжали нападать на владельцев, обвиняя их в неправильном управлении портом.

Приватизация аэропорта Будапешта началась в 2005 году, а пакет акций, благодаря которому AviAlliance стал мажоритарным акционером, был продан в 2011 году, после прихода к власти Виктора Орбана. AviAlliance имеет лицензию на управление портом до 2080 года.

Заявление об отходе от политики принудительного выкупа активов у частного инвестора неслучайно было озвучено на совместной конференции с Эммануэлем Макроном. Это может быть сигналом того, что венгерские власти не хотят больше открывать фронты напряженности на линии Будапешт-Брюссель.

Андрей Бочкарев

Деловая авиация AVIAV TM