Под давлением неправительственных организаций и подписчиков в социальных сетях во Франции разгорелись политические дебаты об ограничении, налогообложении и даже запрете частных самолетов. Аккаунты в социальных сетях, в основном в Твиттере, в последние месяцы привлекли большое внимание, отслеживая полеты самолетов знаменитостей, в том числе Илона Маска, Тейлор Свифт и Дрейка.

Во Франции регулярные рейсы известных миллиардеров, таких как Бернар Арно и Венсан Боллоре, вызвали бурные споры. Настолько, что 19 августа 2022 года Жюльен Байю, национальный секретарь европейской экологической организации Europe Ecologie-Les Verts, (EELV), призвал к полному запрету частных самолетов, заявив, что они “загрязняют атмосферу в десять раз больше”, чем обычные пассажирские самолеты.
“Некоторые люди летают самолетом так же, как другие ездят на метро”, — сказал Байю французской газете Liberation. “Это история элитного сепаратизма: мы на одной планете, но уже не в одном мире”, — добавил он. Законодатель сослался на результаты исследования 2021 года, проведенного неправительственной организацией Transport & Environment (T&E), которое показало, что частные самолеты производят в 5-14 раз больше вредных выбросов на пассажира, чем коммерческие самолеты.
25 августа 2022 года министр-делегат транспорта Клеман Бон заявил, что поднимет вопрос о регулировании полетов частных самолетов в Совете министров Франции, а также на следующей встрече европейских министров транспорта в октябре 2022 года. Французская группа аэрокосмической промышленности (GIFAS) под председательством генерального директора Airbus Гийома Фори ответила на дебаты, заявив, что даже крупные бизнес-джеты Франции производят только 0,00025 процента мировых выбросов CO2.
“80 проц. рейсов деловой авиации во Франции выполняются в коммерческих целях”, — говорится в сообщении, в котором настаивается, что бизнес-джеты являются ценным инструментом для компаний. “Остальные 20 проц. — это государственные, медицинские и частные рейсы”. Однако в своем исследовании T&E указала, что выбросы CO2 от европейских частных самолетов увеличились на 31 проц. в период с 2005 по 2019 год. По данным Евроконтроля, в июне 2022 года трафик деловой авиации превысил допандемический уровень трафика в Европе на 20 проц.
Андрей Бочкарев