Новость о приобретении государством доли акций Lufthansa вызвала разочарование инвесторов. Эксперты Cofrance Sarl объясняют причины

Lufthansa ведет переговоры о пакете финансовой поддержки размером около10 миллиардов евро. В результате государство может приобрести 25,1 процента акций авиакомпании. Ранее появилась информация о том, что Lufthansa договорилась о кредитах на сумму 6 миллиардов евро в рамках пакета мер по спасению при поддержке правительств Австрии, Германии и Швейцарии.
Информацию о том, что Lufthansa может частично вернуться под государственную опеку, в пятницу представила ​​немецкая газета Der Spiegiel. В субботу также ее подтвердили другие СМИ. Пакет поддержки достигнет 10 миллиардов евро и закончится тем, что государство заберет себе пятую часть акций. Ранее источник нашего портала сообщал, что авиакомпания ведет переговоры о помощи с правительствами Австрии, Германии и Швейцарии, которые выделили 6 миллиардов евро. Группа должна была самостоятельно собрать дополнительно около 3 млрд евро.

Еще во вторник (28 апреля) в руководстве крупнейшего немецкого перевозчика серьезно рассматривалась возможность подачи заявления о банкротстве в качестве альтернативы согласованному пакету помощи. Такой шаг защитил бы компанию от претензий на три месяца и сохранил в руководство действующего совета директоров. Но, возможно, запуск таких слухов является частью игры за то, кто будет контролировать компанию после появления государства среди акционеров. Сумма в 9 млрд евро в два раза превышает текущую рыночную стоимость всей группы Lufthansa. При таком масштабе поддержки правительство станет миноритарным акционером, способным блокировать деятельность совета директоров. Однако, как предполагают аналитики Cofrance Sarl, риск состоит и в том, что государство может попытаться договориться с представителями профсоюзов и, таким образом, де-факто взять на себя полный контроль над управлением компанией.

Руководство авиаперевозчика дает себе отчет в том, что 25 процентная доля государства в Lufthansa, которой добивается правительство, лишит его некоторой части полномочий. Меньшинство с правом вето может торпедировать важные стратегические решения. Кроме того, большинство в совете директоров могут получить правительственные чиновники. И это заставило бы часть руководства, сплотившегося вокруг генерального директора Lufthansa Карстена Шпора, идти на новые компромиссы, наносящие ущерб работе. В первую очередь участие государства снизить мотивацию менеджеров к повышению качества обслуживания и использованию долгосрочных стратегий вместо краткосрочных эффектов с высокой прибылью. Например, при расширении парка с экономичными машинами, что позволит сэкономить расходы на топливо.

Цена акций Lufthansa показывает, что вся информация о предоставлении государственной помощи поступает на рынки и в первый момент вызвала определенный рост акций, но сигнал о том, что нынешнее правление может перестать управлять компанией самостоятельно, больше не вызывает энтузиазма инвесторов.

Мы можем ожидать окончательных решений в начале следующей недели — общее собрание акционеров назначено на 5 мая.

Отмена полетов не работает в пользу немецкого перевозчика — у компании есть денежные резервы приблизительно в 4 миллиарда евро, но в настоящее время они тают со скоростью около 1 миллион евро в час. Осуществляется только 1 процент рейсов, но договорные обязательства, например, по закупке авиационного топлива или погашению займов, должны выполняться в срок. Однако стоит помнить, что немецкая компания является владельцем значительной части своего воздушного судна, что снимает проблему оплаты арендных платежей, которые испытывают другие перевозчики.

С начала апреля руководство Lufthansa заявляло, что не ожидает скорого возвращения на докризисный уровень из-за коронавируса. По его оценке, пройдут месяцы, прежде чем глобальные ограничения на поездки будут полностью сняты, и годы, прежде чем мировой спрос на авиаперевозки вернется к докризисному уровню.

Основываясь на этой оценке, совет директоров Lufthansa 7 апреля) принял решение осуществить обширные меры для снижения оперативных и административных расходов в долгосрочной перспективе. Данное решение коснется практически всей деятельности Lufthansa Group. Немецкий перевозчик объявил, что флот покинет шесть самолетов Airbus A380 и семь A340-600, а пять самолетов Boeing 747-400 будут окончательно выведены из эксплуатации. Кроме того, 11 узкофюзеляжных аэробусов A320 будут сняты с ближнемагистральных сообщений. Флот Lufthasa в настоящее время состоит из 300 самолетов: 25 аэробусов A319, 72 A320, 23 — A320neo, 63 — A321, пяти A321neo, 15 — A330, 34 — A340, 16 — A350-900, 14 — A380 и 13 — Boeing B747-400 и 19 штук B747-8I.

Андрей Бочкарев