Пассажирское движение в аэропортах Европы выросло в первой половине этого года на 9 процентов. Об этом объявил Международный совет аэропортов (ACI). Это наилучший показатель за прошедшие более десяти лет. После серии террористических атак он дает надежду отрасли на дальнейшую активизацию.
«Для европейских аэропортов это на сегодняшний день лучший результат за более, чем десять лет. Он наступил в следствие роста числа пассажиров», – заявил генеральный директор ACI Europe Оливер Янковец. «Этот рост значительно превзошел даже самые оптимистичные прогнозы, об этом следует помнить тем, у кого есть сомнения в пропускной способности европейских аэропортов», – добавил он.
Согласно анализу Международного совета аэропортов, рост пассажиропотока является эффектом как единовременных факторов, так и более структурных причин. Во-первых, в аэропорты вернулись те, кто был напуган террористическим актами (одним из наиболее громких был как раз прошлогодний в брюссельском аэропорту Завентем). ACI указывает также на рост числа пассажиров из России в Турцию, продолжение позитивного тренда в регионе Балтийского моря, а также улучшение экономической ситуации с одновременным снижением цены на нефть, которая держится на уровне 55 долларов за баррель.
В странах Бенилюкса, на Кипре, Мальте, в Португалии, Польше, Литве, Чехии, Словении и Хорватии отмечен наибольший рост числа вылетающих пассажиров. Еще лучше ситуация выглядит на рынках стран, не входящих в ЕС: в Албании, Грузии, Молдовы, Черногории и в Украине рост пассажиропотока превысил 20 процентов.
Большая пятерка, или 5 крупнейших аэропортов в Европе, отправила за первые шесть месяцев этого года на 4,3 процента больше пассажиров, чем за тот же период прошлого года. На первом месте оказался Амстердам-Шипхол (рост на 8,7 проц.), сразу за ним идет парижский аэропорт им. Шарля де Голля (5,2 проц.) и Франкфурнт-на-Майне (рост на 4,5 проц.). Переживающий проблемы с пропускной способностью Лондон-Хитроу обслужил на 3,9 процента пассажиров больше, чем в первой половине 2016 года, падение роста отмечено только в стамбульском аэропорту им. Ататюрка (минус 1,1 проц.).
На их фоне очень хорошо выглядит Варшава с рекордным ростом в 24,7 проц. Из этой группы хорошим показателем поможет похвастаться воздушная гавань Исландии Кефлавик, на котором отмечен почти 40-процентный рост. Очень хороших результатов добились аэропорты Киева (плюс 29,4 проц.), турецкой Анталии (плюс 29,2 проц.), Петербурга (плюс 26 проц.), а также Брюсселя (рост 23,4 проц.).
Международный совет аэропортов ожидает продолжения наметившегося позитивного тренда. Перспективны на конец года выглядят очень позитивно. Ожидается, что экономика, особенно в странах еврозоны, удержит траекторию роста, а цены на нефть останутся на нынешнем уровне», – подчеркнул Янковец.
Некоторые опасения для руководства аэропортов внушает Brexit, особенно если принять во внимание неясный исход переговоров между Евросоюзом и Великобританией. По словам главы ACI, если не будет прогресса в этих переговорах, то его негативные последствия скажутся на пассажиропотоке уже в этом году.
Отсутствие соглашения по проблемам Brexit висит дамокловым мечом в виде ограничений передвижения британских перевозчиков в воздушном пространстве Европейского союза. Опасения в том,что такой сценарий вполне возможен, демонстрирует пример британского перевозчика Easy Jet, который заявил о намерении открыть филиал в Вене, чтобы после выхода Великобритании из ЕС можно было свободно летать в небе над Европой.
Располагающий штаб-квартирой в Брюсселе Международный совет аэропортов (Airport Council International – ACI) представляет интересы более 500 воздушных гаваней из 45 европейских стран. Доклад, представляющий результаты первого квартала, охватывает 252 аэропорта, которые обеспечивают более 88 процентов европейского пассажирского потока.