Запрет на короткие полеты в Европе – дешевый популизм или забота об окружающей среде?

Введение запретов на короткие перелеты,  пропагандируемое, в том числе, политиками из Франции или Бельгии, это циничная игра  на общественном мнении,  которая не будет способствовать достижению существенных изменений в борьбе с глобальным потеплением. Так считает  генеральный директор Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA).

Вилли Уолш, генеральный директор IATA, представил свою позицию на брифинге для СМИ, посвященном актуальным вопросам по ситуации, связанной с кризисом, вызванным пандемией COVID-19, с особым акцентом на данные о пассажирах и грузах в сентябре этого года.   На встрече большое внимание было уделено вопросам защиты климата.

«Мы хотим возобновляемого авиационного топлива»

Конференция Организации Объединенных Наций (ООН) по климату COP26 в Глазго, участникам которой Уолш направил послание: «Мы хотим возобновляемого авиационного топлива (SAF)», предоставила возможность более широко обратиться к проблемам климата.

Глава IATA еще раз напомнил, что технология производства SAF уже существует, авиакомпании заинтересованы в использовании этого сырья, но возможность использования возобновляемых видов топлива не реализуется из-за отсутствия поставок.

«Мы рассчитываем, что политики, присутствующие на COP26, официально подпишутся под тем, что они часто повторяют в неформальных беседах, взяв на себя обязательство по созданию  условий для производства», — сказал Уолш.

Более широкая доступность SAF является ключом к достижению цели авиационной отрасли по  углеродной нейтральности к 2050 году. На 77-м ежегодном общем собрании организации в прошлом месяце этого года  была принята резолюция, обязывающая авиацию выполнить данную цель, и набросок дорожной карты для ее достижения.

«На данный момент возобновляемые виды авиационного топлива могут составлять 50 процентов от общего количества горючего для заправки самолетов, но производители коммерческих воздушных судов, такие как Airbus или Boeing, а также производители силовых установок работают над тем, чтобы в скором времени двигатели могли потреблять 100 процентов  SAF. Так что проблема не в использовании возобновляемого авиационного топлива, а в его доступности», — подчеркнул Уолш.

IATA против запретов на ближнемагистральные перевозки

Глава ассоциации не пожалел крепких выражений об идее законодательного ограничения возможности ближнемагистральных рейсов, которые все чаще озвучиваются многими политиками Европы. Первой страной, сделавшей этот шаг, была Франция,  решившая в апреле этого года  запретить полеты по маршрутам, которые можно преодолеть на поезде менее чем за два с половиной часа.

В настоящее время аналогичное законодательство рассматривается в Бельгии. «Рейсы протяженностью менее 500 км составляют до 25 процентов всех сообщений в Европе, но их доля в общих выбросах CO2 отрасли составляет всего 3,8 проц.», напомнил Уолш. Более того, эти рейсы часто предлагаются по маршрутам, где нет удобного железнодорожного сообщения, например, воздушное сообщение между Великобританией и странами континентальной Европы. «Поезда плохо пересекают воду», — съязвил  глава IATA, намекая на малокомпетентность политиков, принимающих решения.

По словам Уолша, при обсуждении железнодорожного сообщения часто упускается из виду влияние этого вида транспорта на окружающую среду.

«Во Франции большая часть электроэнергии поступает из возобновляемых источников или ядерной энергии, поэтому ситуация в этой стране особенная. В других странах сочетание источников энергии иное и однозначно менее благоприятное для окружающей среды», — напомнил глава IATA. Уолш также добавил, что, вопреки распространенному мнению, критикующему инфраструктуру и деятельность  аэропортов, железные дороги несут ответственность за большее шумовое загрязнение, чем авиация, кроме того, они  занимают много места.

Все это означает, что, учитывая незначительное влияние коротких рейсов на производство выбросов, введение на них  запрета не приведет к достижению предполагаемых климатических целей, а только ухудшит транспортную доступность для многих людей. Уолш охарактеризовал действия политиков с введением запретов на короткие полеты как цинизм, который тем более очевиден, если сравнить   запреты,  дающие  возможность сократить выбросы максимум на 3,8 проц.,  с бездействием по внедрению так называемого Единого европейского неба – SES, реализация которого может привести к немедленному сокращению выбросов CO2 на 10 проц. Такой результат достижим  за счет только оптимизации воздушного движения.

Единое европейское небо – SES – это проект, который, по мнению IATA, дает шанс исправить чрезмерную фрагментацию системы управления воздушным движением в Европе, что приведет к сокращению маршрутов полетов, а это в свою очередь снизит выбросы парниковых газов с 6 до 10 процентов. Однако реализация SES была остановлена ​​из-за медленного принятия решения правительствами и национальными парламентами сообщества.

«Европейские политики очень любят  указывать на нас пальцем как на эмиттеров CO2, но когда у них есть шанс снизить уровень выбросов способом, не требующим инвестиций в технологии, а посредством законодательного решения, благодаря которому уровень выбросов будет сокращено сразу на 10 проц., тогда они ничего не  делают», – прокомментировал Уолш  бездействие политиков в июле этого года.

Спорные налоги

Другими политическими действиями, наносящими ущерб авиапассажирам и объясняемыми стремлением достичь экологических целей, которые Уолш назвал циничными, являются налоги, такие как сборы с авиапассажиров Великобритании (APD). 27 октября этого года Министр финансов страны Риши Сунак объявил, что с апреля 2023 года внутренние рейсы в Великобритании будут облагаться более низкими налогами, чем раньше, и, таким образом, увеличится  налоговое бремя для пассажиров самых продолжительных рейсов.

Уолш напомнил, что налог APD действует в течение многих лет, и за это время  правительство Великобритании получило миллиарды фунтов доходов от взыскания налога, при этом сама страна  признала, что ни копейки из этого не пошло в прямой экологический фонд. Однако глава IATA приветствовал планы по снижению суммы налога для пассажиров на внутренних рейсах.

В настоящее время налог APD составляет 13 фунтов стерлингов  на пассажира экономического класса на ближнемагистральных рейсах и 82 фунта стерлингов  на дальнемагистральных рейсах. Тарифы на пассажиров бизнес-класса примерно вдвое выше. С апреля 2023 года будет введена новая ставка авиационного налога для сверхдальних рейсов протяженностью более 5,5 тысячи  миль. Пассажиры эконом-класса на таких рейсах будут платить 91 фунт стерлингов.

Следует отметить, что позиция генерального директора IATA совпадает с мнением наших экспертов, которое они несколько лет изложили в этой статье – «Flygskam – экотерроризм или искренняя забота об окружающей среде?».

Андрей Бочкарев

 

 

Деловая авиация AVIAV TM