Gulfstream G650 и его основные преимущества перед конкурентами

В одном из наших сравнительных материалов, касающихся бизнес-джетов G650/G650ER  от Gulfstream и Falcon 8X от Desault, эксперты нашего портала сделали выбор в пользу последнего. Как было отмечено в статье, такой выбор был большей частью субъективный и объясняется в основном их склонностью к продукции французского производителя по вполне понятным причинам. Не удивительно, что редакцией были получены критические отклики. Здесь стоит пояснить, что вкусы у всех разные. Кому-то нравится французское изящество, а кому-то – американская основательность. Отзывы наших читателей и пользователей бизнес-джетов побудили экспертов сделать основательный обзор преимуществ G650 перед Falcon 8X.
Сконструированный чистого листа, и выпускаемый на самом современном производственном объекте, G650ER предлагает самый большой и широкий салон среди бизнес-джетов такого класса. Это чисто американская черта, знакомая нам по американским автомобилям.

Разработанный, чтобы летать дальше всех на самых высоких скоростях, G650ER предлагает выдающуюся эффективность в сочетании с повышенной безопасностью и надежностью благодаря передовым системам. Из приведенных ниже материалов видно, что G650ER предназначен для решения глобальных задач, присущих американских компаниям, как правило, имеющим партнеров или филиалы по всему миру. Отсюда – стремление производителя создать достаточно просторный бизнес-джет, способный быстро и долго летать на больших высотах, где ниже турбулентность, а следовательно – и комфорт путешествия. Поэтому производитель в своих рекламных материалах акцентирует внимание на этих достижениях, а они действительно впечатляют.

Более 100 рекордов по парам городов, включая:

• Тетерборо, Нью-Джерси, в Дубаи, ОАЭ (побил предыдущий рекорд почти на 2 часа);
• Токио, Япония, до Ньюарка, Нью-Джерси (побил предыдущий рекорд на 1 час):
• Нью-Дели, Индия в Понтиак, Мичиган;
• Колумбус, Огайо, Шанхай, Китай;
• Дубай, ОАЭ в Шарлотт, Северная Каролина.

G650ER побил рекорд скорости самого дальнего полета бизнес-джетов в истории — Сингапур в Тусон – 8 379 морских миль за 15 часов 23 минуты, а также:

• 2015 – Сингапур в Лас-Вегас, 8010 морских миль/14 часов, 32 мин.
• 2019 – Сингапур в Сан-Франциско, 7 475 морских миль /13 часов, 37 мин.

Таблица 1. Сравнение дальности полета и взлетной дистанции для G650 и Falcon 8X

Как видно из Таблицы 1, у G650/G650ER больше дальность полета (13 890 км), чем у Falcon 8X (10 223 км) на скорости 0,85 Мах и, кроме того, он может развивать скорость 0,9 Мах. Кроме того у американского бизнес-джета на 288 метров меньше взлетная дистанция, что может оказаться важным критерием при совершении операций в региональные аэропорты в развивающихся странах.
Примечание: условия ISA, нулевой ветер, спецификации BOW, 4 человека на борту, включая членов экипажа, и запасы топлива по условиям NBAA IFR. Теоретическая производительность на основе отмеченных предположений. Фактическая производительность будет зависеть реальных погодных условий.

Из Графика 1 следует, что при большей дальности полета G650/G650ER, этот бизнес-джет также может нести большую полезную нагрузку.

 Сравнение салонов G650 и Falcon 8X
Рисунок 1. Сравнение салонов G650 и Falcon 8X

Рисунок 1 показывает сравнение размеров салона включающего зону отдыха экипажа. У американского самолета она несколько больше. Общий объем салона G650/G650ER на 26 процентов превышает объем салона F8X.

 Сравнение иллюминаторов G650 и Falcon 8X
Сравнение иллюминаторов G650 и Falcon 8X

Рисунок 2 показывает самую бросающуюся в глаза характерную особенность G650/G650ER – его иллюминаторы практически в 2,7 раз больше, чем у французского конкурента. Кроме очевидного удобства для пассажиров, такое решение также зрительно увеличивает объем салона.

Что касается оснащение кокпита, то здесь разница между двумя бизнес-джетами наиболее существенна. Философия Gulfstream основана на простоте пользования. Органы управления пилотов включают классический штурвал. Он обеспечивает обратную связь и, тем самым, большую ситуационную осведомленность. Falcon 8X использует пассивную боковую ручку, подобную принятых на Airbus.

Безопасность G650ER обеспечивает также система прогнозируемой посадки EFVS-to-Land, недоступная для F8X. Gulfstream – первый производитель, предложивший такие функции на своем самолете. Но следует отметить, что пользование такой системой требуется дополнительное обучение пилотов. Это отражается на стоимости содержания, которые мы подробно рассмотрели и сравнили в предыдущем материале

Преимущества EFVS-Land:
• Повышает безопасность при заходе на посадку и посадку с непрерывным отображение точки прогнозируемой остановки на основании рассчитанных характеристик самолета;
• Обеспечивает слуховые и визуальные оповещения пилотов о рекомендуемых мерах по управлению тягой двигателя;
• Визуальные оповещения дублируются на HUD и PFD.

Выводы:
Программа G650/G650ER была объявлена в 2008 году. Сертификация прошла в 2012 году точно в запланированный срок. Falcon 8X – по существу коммерческое обозначение для модернизированной версии самолетов Falcon 7X, который включает в себя модификации M1000. Преимущества G650/G650ER перед F8X
• длиннее и объемнее салон;
• большие иллюминаторы;
• низкий уровень шума;
• на 39 процентов больший объем багажного отделения;
• большая дальность полета и полезная нагрузка.

При этом бизнес-джет американского производителя естественным образом оказывается дороже при покупке, при содержании и расходы при его эксплуатации будут выше (см. предыдущую статью здесь). Это следует учитывать при выборе самолета.

Силовые установки также подробно рассматривались в предыдущем материале. Здесь стоит отметить, что французский бизнес-джет использует несколько архаичную схему с тремя турбореактивными двигателями. Хотя их обслуживание обходится дешевле, чем у G650/G650ER, нужно иметь в виду, что вероятность выхода из строя одного из трех выше, чем у одного из двух. Правда, и в том и другом случае это вряд ли приведет к трагическим последствиям, но для допуска к полетам ремонтировать его все равно придется. Это означает потерю времени и средств.

Андрей Бочкарев

P.S. В статье использованы материалы, любезно предоставленные концерном Gulfstream.